Настоящее имя Джон Майкл Осборн (р. 3 декабря 1948, Бирмингем) - рок-певец. С детства его привлекали сказки и истории с привкусом тайны и ужаса. Он с большим удовольствием пугал своих школьных друзей, являясь перед ними в образе Дракулы или Франкенштейна. Из-за его любви к книге "Волшебник страны Оз" он и получил свое прозвище Оззи, ставшее впоследствии его визитной карточкой. Решив, что дальнейшая учеба ни к чему, он устраивается на работу. Впоследствии мест работы пришлось сменить немало. Последнее - мясник на городской бойне. Но душа такого "славного малого" требовала чего-то большего. Вот тогда-то он и решил стать рок-звездой. В 1969-м он стал одним из организаторов группы Black Sabbath. В нее входили: Тони Айомми (Tony Iommi; гитара), Билл Уорд (Bill Ward; ударные) и Терри "Гизер" Батлер (Terry "Geezer" Butler; бас-гитара). Название группы было навеяно одноименным "древним" черно-белым фильмом. Менеджер коллектива Джим Симптон (Jim Simpton), получив аванс от фирмы Vertigo, организовал запись первого альбома. Диск был записан за два дня, а фирма Vertigo создала эдакий "сатанинский" имидж группы, выпустив альбом 13 числа в пятницу, расписав музыкантов "колдунами черной магии". Альбом вошел в чарты Melody Maker: магически таинственное звучание, гулко пульсирующая ритм-секция в контрасте с режущими слух гитарными риффами и незабываемый вокал Оззи Осборна. Оззи был на сцене и в жизни лицом коллектива, правда, не каждый в группе мог это вынести. Между Оззи и Айомми начались трения. У Осборна появилось чрезмерное влечение к наркотикам и алкоголю. В группе наступил кризис. Это проявилось уже на диске Sabotage (1975) и в полной мере - на следующем альбоме Technical Ecstasy (1976). В 1977-м Оззи оставил группу, но ненадолго. Диск Never Say Die! (1978) положил конец легенде. Контракт, который был у группы с фирмой Jet Records, получил и Осборн, но не без участия дочери президента фирмы Шарон Арден, которая была без ума от Оззи и его увлечения "черной магией". Шарон стала его менеджером и взяла карьеру Осборна в свои руки. После курса лечения, почувствовав себя способным творить, Оззи переехал в США и собрал группу из звезд: басист Боб Дейсли (Bob Daisley; экс-Rainbow), ударник Ли Керслейк (Lee Kerslake; экс-Uriah Heep), клавишник Дон Эйри (Don Airey; экс-Rainbow) и гитарист Рэнди Роудс (Randy Rhoads; экс-Quiet Riot). Этот состав под названием Blizzard of Ozz выпустил первую пластинку под одноименным названием. Молодой талантливый гитарист Роудс стал "искрой" в жизни Оззи, которая толкала его к работе. Концертное турне с новым клавишником Л.Бриджеуотером принесло группе очередной успех. В конце года альбом стал "золотым". Оззи и Роудс стали готовить материал для следующего диска, который вышел в 1981 под названием Diary Of A Madman с новыми музыкантами - басистом Руди Сарзо (Rudy Sarzo) и ударником Томми Олдриджем (Tommy Aldridge). Альбом тоже стал "золотым". С выходом второго диска начались концертные "странности" Оззи. На концерте в зале Des Mones кто-то из толпы бросил на сцену, видимо, помня, что у Оззи есть что-то от "колдуна черной магии", живую летучую мышь, которой Оззи без колебания, или не разобрав в чем дело, откусил голову. Из опасения, что мышь могла быть больной, пришлось посетить затем местную больницу. Пресса сошлась во мнении, что Оззи - колдун и "пробует мышь не в первый раз". У Оззи от таких заявлений опять начались запои, что в итоге привело к трагедии. В 1982-м группа остановилась на короткий отдых во Флориде, и кто-то предложил развлечься полетами на самолете. Из группы решился полетать Роудс и костюмерша. Пилот самолета развлекался тем, что "налетал" на автобус, пугая его пассажиров. Во время одного из таких "налетов" самолет зацепил крылом дерево, упал на дом и загорелся. В пламени погиб пилот и оба пассажира. Смерть Рэнди, который был его лучшим другом, отразилась на творчестве Оззи. В 1982-м Оззи женился на Шарон Арден, дочери президента Jet Records, который был против этого брака. В качестве компенсации Дон Арден потребовал выпустить "живой" двойной альбом, выпуск которого входил в контракт Осборна. Чтобы выполнить свои контрактные обязательства, группа записала концерты в Нью-Йоркском Ritz Club с новым гитаристом Брэдом Джиллисом (Brad Gillis) в 1982 году. Альбом Talk Of The Devil (в ряде стран вышел под названием Speak Of The Devil) содержал только старые работы Black Sabbath. Оззи комментировал это так: "Ненавижу этот альбом. Я был вынужден его сделать, чтобы выполнить условия контракта. Я не хотел использовать смерть Рэнди, чтобы записать альбом с новым гитаристом. Рэнди был у меня все время перед глазами". В осеннем турне группа снова предстала в новом составе: на место бас-гитариста пришел Пит Уэй (Pete Way; экс-UFO), вернулся Дон Эйри. В конце 1982-го из группы ушли Джиллис и Уэй. Наверное, ни у кого не было таких частых смен состава, как у Осборна. Роудса заменил американец Джеки Лу Уильямс, известный больше под псевдонимом Джейк И Ли (Jake E Lee), талантливый музыкант, прошедший хорошую школу группы Ratt и состава Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio). Бас-гитаристом стал Дон Коста (Don Costa), которого Оззи вскоре "выкурил", сломав ему при этом переносицу. Пригласив на его место Боба Дейсли, группа наконец-то выдала новый диск Bark At The Moon. В оформлении альбома принимал участие известный киногример Грэг Кэнон. На подготовку грима для Осборна потребовалось 8 часов, а стоимость конверта пластинки перевалила за 50 тысяч фунтов стерлингов. Диск мгновенно стал "платиновым", компенсировав все затраты. В мировое турне, которое началось в Англии, группа отправилась с новым ударником, знаменитым Кармином Эппайсом (Carmine Appice), который надолго не задержался. Оззи был этим недоволен и пригласил Томми Олдриджа. Постоянной фигурой в группе оставался лишь Джейк И Ли. Его необычайно сложные гитарные соло с удивительным настроением восторженно воспринимались публикой и критиками. Дорожная усталость, дикая карусель пьянок и наркотиков и небывалая популярность привели к расстройству психики у Осборна. Пришлось прервать турне и уединиться в клинике Betty Ford, чтобы пройти курс лечения. На фестивале Rock In Rio Оззи появился в хорошей форме, что чувствовалось и позже при записи альбома The Ultimate Sin. Этот диск, вышедший в 1986 году, оказался самым удачным в дискографии Оззи. В его записи звучали все музыканты (Джейк И Ли - гитара, Фил Суссан (Phil Soussan) - бас, Рэнди Кастилло (Randy Castillo) - ударные и гость Майк Моран (Mike Moran) - клавишные), а сам Осборн в песнях The Ultimate Sin и Shot In The Dark пел, как в лучшие времена Black Sabbath. В 1987-м Оззи приготовил сразу два сюрприза. Первым была столь долгожданная запись концерта с Рэнди Роудсом на альбоме Randy Roads Tribute. С матерью Рэнди он весь доход от продажи решил пустить на благотворительные цели. А в мае весь музыкальный мир облетела весть, что Джейк И Ли оставил группу. Осборн был вынужден искать нового гитариста, которым стал молодой американец Закк Уайлд (Zakk Wylde). Место бас-гитариста занял давний друг Оззи - Терри Батлер. Итогом этого сотрудничества стал диск No Rest For The Wicked. Это был последний крупный успех Осборна. Что-то в нем надломилось. За прошедшие годы ничего нового, незаурядного не появилось. Ушли в прошлое "черная магия и колдовство". Расстроилась семейная жизнь. К алкоголю он охладел так же, как и к концертам. Казалось, что все ушло в прошлое. Но в 1995-м выходит долгожданный альбом с названием, выдержанным в духе Оззи, - Ozzmosis. По составу супергруппы можно сказать, что это за работа: Стив Вэй (Steve Vai; гитара), Дин Кастроново (Dean Castrоnovо; ударные), Закк Уайлд (гитара) и Терри Батлер (бас-гитара). Виртуозность Стива Вэя вносит в музыку нежность, сентиментальность, не свойственную Осборну, а участие Рика Уэйкмана (Rick Wakeman) придает торжественность и помпезность, чего не хватало предыдущим работам Оззи. Слушая последний альбом Осборна, не можешь отделаться от впечатления, будто вернулись времена славы группы Black Sabbath. Надеемся, что у Оззи сил хватит еще не на одну подобную работу.